Инновационная деятельность
В детском саду с января 2011 года ведёт свою работу опытно-экспериментальная площадка на тему: «Формирование и развитие здорового образа жизни у детей дошкольного возраста средствами народной педагогики»
Научный руководитель: к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии МГГУ им. М.А. Шолохова Сыртланова Нелли Шамильевна
Заведующий ДОУ: Тишкова Юлия Дмитриевна
Куратор Э.П.: старший воспитатель, педагог-психолог ДОУ Сандакова Людмила Анатольевна
Сроки эксперимента: 01.01.2011 г. – 01.01.2014 г.
встречи научного руководителя с участниками экспнриментальной плащадки
Цели и задачи опытно-экспериментальной работы МАДОУ ЦРР – детский сад №59, опираются на Положение об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе дошкольного образования, которое утверждено Приказом Минобразования РФ от 09.03.04 №1123. В указанном Положении под опытно-экспериментальной деятельностью понимается «деятельность различных субъектов системы образования по разработке, апробированию и внедрению методик и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образования, а также по другим направлениям, предусмотренным Федеральной программой развития образования и иными нормативно-правовыми актами, определяющими приоритеты государственной политики Российской Федерации в области образования».
Детский сад № 59 с большим положительным опытом педагогической деятельности. В детском саду функционируют 12 групп, из них 4 группы раннего возраста. В сентябре 2010-2011 учебного года на установочном заседании Педагогического совета ДОУ педагоги приняли решение начать опытно – экспериментальную деятельность.
Совместно с научным руководителем Сыртлановой Нэлли Шамильевной, к.п.н., доцентом кафедры Педагогики и психологии Уфимского филиала МГГУ им. М.А.Шолохова была сформулирована тема экспериментальной площадки «Формирование и развитие здорового образа жизни у дошкольников средствами народной педагогики». Выбор темы был определён тем, что в ДОУ функционирует три фольклорные группы, где осуществляется приобщение дошкольников к культурам разных народов. Осуществляются театрализованные постановки на материале народного фольклора. И достаточные условия для формирования и развития здорового образа жизни дошкольников.
Так как одним из средств формирования ЗОЖ является народная педагогика, педагогический коллектив ДОУ стремится активнее внедрять средства народной педагогики в физкультурно – оздоровительную работу с детьми. Год от года средства народной педагогики доказывают свою состоятельность и современность (средства «малого» и «большого» фольклора, народные игры, народные традиции и т.п.). Понятные любому дошкольнику малые фольклорные формы, народная сказка, народная игра являют собой положительные образцы для подражания.
Участниками эксперимента являются дети и воспитатели фольклорных групп, музыкальный руководитель, педагог-психолог, инструктора по физической культуре, педагоги дополнительного образования, медицинская сестра. Одним из приоритетных направлений работы детского сада является физическое развитие.
В ДОУ созданы условия для активных занятий детей спортом:
- инструктором по физической культуре совместно с воспитателями организуются тематическая непосредственно-образовательная деятельность (НОД) по правилам дорожного движения в зале ПДД;
- в детском саду, под руководством опытного тренера по плаванию, проводится НОД в бассейне;
- НОД физкультурной направленности проводятся в оборудованном физкультурном зале;
- в любое время года с детьми проводят спортивные праздники и развлечения, как в спортивном зале, так и на спортивной площадке;
- инструктором по физической культуре выделено время для индивидуальных занятий с детьми, имеющих нарушения осанки и плоскостопие, работает студия коррекционной гимнастики «Топтыжка».
Ознакомление с фольклором ведётся и по разделам художественно-эстетическое, социально-личностное, познавательно-речевое развитие дошкольников. С этой целью в ДОУ созданы: театральная студия «Театральная мастерская»; изостудия «Весёлый карандаш»; хореографическая студия «Танцевальная мозаика», организуется и проводится непосредственно-образовательная и самостоятельная деятельность в экологическом центре «Зимний сад».
Не первый год ведут углубленную работу с дошкольниками педагоги национальных групп по ознакомлению с родным краем, а также с детьми изучают народную культуру и народный фольклор: в группе с дополнительным изучением башкирского языка «Карлугас» приобщают детей к башкирской культуре, в групппе с дополнительным изучением татарского языка «Тамчылар» приобщают детей к татарской культуре и в группе с углублённым изучением русского фольклора «Горница» - к русской культуре.
Основная идея нашего эксперимента заключается в том, чтобы сформировать и развить у дошкольников здоровый образ жизни как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.
Суть инициативы заключается в том, чтобы внедрить в образовательный процесс ДОУ программу, направленную на формирование и развитие здорового образа жизни дошкольников с использованием средств народной педагогики.
Опираясь на исследования Е.С. Бабуновой, нами определена роль народной педагогики в формировании привычки к здоровому образу жизни:
для педагогов:
- вооружает их знаниями, методиками по ведению с детьми мероприятий по формированию здоровъесберегающей компетентности, используя методы народной педагогики;
- нацеливает их на внимательное изучение проблемы формирования привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста;
- способствует накоплению педагогического опыта, выработке системы диагностических методик по теме.
для детей:
- способствует оздоровлению детей, привитию навыков здорового образа жизни;
- готовит детей к обучению в школе;
- способствует развитию самосознания, формированию позиции гражданина своего отечества;
- формирует представления детей о культуре разных народов.
для родителей:
- появляется заинтересованность в посещении детского сада;
- вызывает эмоциональный отклик и положительное отношение к ДОУ;
- способствует взаимодействию ДОУ и семьи по формированию здоровъесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста;
- формирует представления родителей о фольклоре народов РБ.
Процесс формирования ЗОЖ средствами народной педагогики проходил в три этапа. На первом этапе выявлялись знания дошкольников о ЗОЖ средствами народной педагогики. С этой целью использовался комплекс диагностических методов: наблюдение; беседы с детьми; диагностические игровые задания; проблемные ситуации; анализ продуктов детской деятельности. Опираясь на работы В.А. Деркунской, мы разработали компоненты по выявлению основ ЗОЖ старших дошкольников: когнитивный, ценностный, деятельностный. Нами были также определены уровни оценки формирования понятий о здоровом образе жизни старших дошкольников (высокий, средний и низкий). Результаты исследования выявили преобладание среднего уровня привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
На формирующем этапе педагогический коллектив ДОУ стремился активнее внедрять средства народной педагогики в физкультурно – оздоровительную работу с детьми. Взяв за основу классификацию средств народной педагогики Е.С. Бабуновой была разработана программа по формированию ЗОЖ средствами народной педагогики.
В каждодневной деятельности воспитатели вместе с детьми используют средства «малого» фольклора: дети очень любят проговаривать разные потешки, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, считалки и т.д. на башкирском, русском и татарском языках, направленные на здоровьесбережение. Педагоги ДОУ активно используют как в НОД, так и в режимных моментах пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, основанную на народном творчестве, так как, развивая руку мы развиваем мозг, а народный фольклор является наиболее адаптированным для использования в работе с детьми.
В свободной деятельности знакомят детей со средствами «большого» фольклора: эпосы – «Идегей», «Акбузат», «Урал-батыр», сказки – «Медведь и пчёлы», «Хитрая лиса», «Морозко», «Болтливая утка», «Козёл и баран», легенды и предания – «Кукушка», «Как возникли луна и Уральские горы», притчи – «Осёл и лошадь», «Цветок и камень», «Братья», былины – «Как появились башкиры», «Илья Муромец», мифы – «Миф об Урал-батыре», «Миф о башкирском курае», «Шурале» и др.
На формирующем этапе приобщали детей к народным играм (спортивные, подвижные, словесные): например, «Спрячу платок», «Колечко», «Продаём горшки», «Угадай, поймай не глядя», «Тимербай», «Кто дальше бросит», «У медведя во бору», «Воробьи и кошка», «День и ночь», «Третий лишний», «Я начну, а ты продолжи» и т.п.
Воспитатели своими руками совместно с детьми и их родителями изготавливают народные игрушки (плоскостные, деревянные) – скалочные театры «Животные и птицы», «Гульназ идёт за водой», «Пчеловодство»; проводят выставки декоративно-прикладного искусства; изготовают музыкальные инструменты – гармошка, скрипка, магдолина, балалайка и др.; обшивают кукол в национальные костюмы – кукла Айгуль, Алёна, джигит Азамат, «Болтливая утка»; ложковый театр игрушек «Звери и птицы». Для каждого ребёнка родители с любовью и заботой сшили национальный костюм. В группе «Карлугас» - башкирский наряд, в группе «Тамчылар» - татарский, в группе «Горница» - русский костюм. Дети с удовольствием красуются в них на проводимых в детском саду праздниках и даже наряжаются в них на семейные мероприятия дома. Каждый наряд оригинален и неповторим. Тряпичные куклы «Дружная семья»; панамочный театр «Бременские музыканты», глиняные игрушки «Башкирские красавицы»; обвязанные игрушки «Медведь и пчёлы», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Три поросёнка» - любимы детьми и пользуются популярностью при организации игровой деятельности. Интересно и ярко проходят регулярные выставки (раз в квартал) в фойе детского сада «Игрушки из всякой всячины». С большой гордостью дети демонстрируют своим товарищам и сотрудникам детского сада, какие «золотые руки» у его мамы или папы, бабушки или дедушки, брата или сестры. Всё это способствует укреплению семейных ценностей и формирует у детей понятие о здоровой семье, о правильных взаимоотношениях в ней.
Очень весело и замечательно проходят народные праздники и развлечения направленные на ЗОЖ: фольклорные – «Науруз», «В гостях у Сюмбели», «Кузькины именины», «Колядки»; календарные, семейные, тематические – «Новый год», «Мамин праздник», «Папин праздник», «Наши дедушки», «Зимний праздник» с катанием на лошадях, «День семьи» и др.; социальные праздники – «День знаний», «День Республики»; знакомим детей с религиозными праздниками – «Курбан байрам», «Пасха», «Масленица»; экологические, природоведческие, трудовые праздники – «Гусиное перо», «Сабантуй», «День цветов»; игровые праздники – «Мама, папа, я – спортивная семья», «Мы весёлые ребята», «Каравай», «Наша дружная семья».
В фольклорных группах есть атрибуты народного быта: самовар, сундук, прялка, скалка, вышитые подушки и полотенца, сапожки с орнаментами, национальные костюмы, украшения, ковры, паласы с орнаментами и многое другое
Приобщение к ЗОЖ средствами народной педагогики подразумевает двусторонний процесс всех участников образовательного процесса (родителей, воспитателей, детей). С этой целью осуществляется тесное взаимодействие в ходе, которого воспитатели совместно с родителями знакомят детей с народным бытом башкирского, русского и татарского народа. Так же знакомят со старинными орудиями труда, украшениями, посудой, жилищами этих народов. Ежегодно воспитатели вместе с родителями ко дню Республики проводят выставку национальных блюд «Вкуснятина» (родители пекут блины, «чак-чак», «баурсак», «бак-беляш», «уч-почмак», «кыстыбый» и др. блюда разных народов, населяющих нашу республику). Родители являются участниками всех мероприятий.
Для формирования ЗОЖ средствами народной педагогики разрабатывается программа в соответствии с ФГТ, включающая блоки и интеграцию всех образовательных областей. Педагогический коллектив постоянно находится в поиске организации более эффективной системы работы в ДОУ, направленной на формирование у детей представлений о здоровом образе жизни средствами народного фольклора. Воспитатели фольклорных групп, которые участвуют в экспериментальной площадке, делятся практическим опытом работы по здоровьесбережению со своими коллегами: организуют мастер – классы, взаимопосещение как НОД, так и досугов, народных праздников и развлечений, направленных на ЗОЖ.
Проводимая работа способствует успешному формированию и развитию здорового образа жизни дошкольников и приобщению дошкольников к народной педагогике, формирует уважительное отношение к обычаям разных народов, населяющих нашу республику, не только у детей, но и у родителей.
Информация о работе экспериментальной площадки
МАДОУ ЦРР – детский сад № 59
по состоянию на июнь 2013г.
Уровень городской
- № ОУ по уставу Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 59 Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан
- Руководитель ОУ: ФИО, звания, награды Тишкова Юлия Дмитриевна, отличник образования РБ
- Тема эксперимента «Формирование и развитие здорового образа жизни у детей дошкольного возраста средствами народной педагогики»
- Где утверждено (педсовет, экспертный совет и т.д.), сроки эксперимента (начало и конец - месяц, год) заседание Экспертного совета приказ № 566 от 28.12.10 г., на основании решения Экспертного совета НИМЦ (протокол ЭС № 71 от 21.12.2010 г.), с 01.01.2011 г по 01.01.2014 г.
- Научный руководитель эксперимента: ФИО (полностью), ученое звание и степень (если имеется), должность и место работы Сыртланова Нелли Шамильевна, к.п.н., доцент ФГБОУ ВПО БГПУ им. М. Акмуллы
- Объект исследования процесс формирования ЗОЖ у дошкольников
- Предмет исследования народная педагогика как средство формирования ЗОЖ у дошкольников.
- Цель эксперимента теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования и развития здорового образа жизни у детей дошкольного возраста средствами народного искусства.
- Задачи
1) Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме эксперимента;
2) Выявить средства народной педагогики;
3) Определить критериальную базу исследования;
4) Систематизировать результаты опытно-поисковой работы. - Объем эксперимента три года
- Изложить суть проводимого в ОУ эксперимента, а именно: отразить актуальность и значимость выбранной темы. Особое внимание обратить на практическую ценность эксперимента, наличие исследований, проведенных в ходе решения проблемы
Актуальность проблемы Здоровье подрастающего поколения постоянно находятся в центре внимания государства и общества. В современных условиях данная проблема обострилась в силу различных причин как социального, так и психолого-педагогического характера. В Конвенции о правах ребенка, Законе РФ «Об образовании» (1992), Концепции дошкольного воспитания (1989), и других документах первоосновой системы образования является обеспечение сохранения и укрепления физического здоровья детей. Особую актуальность приобретают вопросы формирования и развития здорового образа жизни дошкольников. Исследование вопросов сохранения здоровья подрастающего поколения занимались Л.В. Абдульманова, В.А. Васильев, Г.М. Соловьев, и др. Ряд ученых (В.А. Максимова, В.Кудрявцев), рассматривают вопросы сохранения здоровья детей в аспекте культурного освоения мира. Естественно-научные основы физического воспитания детей базируются на учении И.М. Сеченова, И.П. Павлова.
Обращаясь к актуальности рассматриваемой проблемы на научно-методическом уровне, следует отметить, что основу валеологической культуры дошкольников составляют технологии по охране и укреплению здоровья дошкольников. Это программы «Здоровый дошкольник» (Ю.Ф. Змановский), «Здоровье» (В.Г. Алямовская), «Театр физического воспитания дошкольников» (Н.Н. Ефименко), «Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми» (В.Т. Кудрявцев), «Здравствуй» (М.Л. Лазарев).
Вместе с тем к настоящему времени вопросы формирования основ валеологической культуры дошкольников с использованием средств народной педагогики разработаны недостаточно. Это определило тему исследования: «Формирование и развитие здорового образа жизни у детей дошкольного возраста средствами народной педагогики».
Научная значимость заключается в:
- обосновании возможности и необходимости формирования и развития здорового образа жизни средствами народной педагогики дошкольников;
- теоретическом обосновании и доказательстве эффективности использования средств народной педагогики в процессе формирования и развития здорового образа жизни у дошкольников.
- сформирования компонентов валеологической культуры (когнитивный, ценностный, поведенческий)
- доказательстве эффективности реализации Программы по формированию и развитию здорового образа жизни старших дошкольников средствами народной педагогики.
Практическая значимость эксперимента заключается в следующем:
- определении возможности внедрения в образовательный процесс ДОУ средств народной педагогики, реализующих процесс формирования и развития здорового образа жизни у детей дошкольного возраста;
- проработки критериального аппарата для выявления уровней сформированности валеологической культуры дошкольников средствами народной педагогики;
- использовании материалов исследования в практике работы ДОУ по методике физического воспитания.
Основная идея эксперимента заключается в том, чтобы сформировать и развить у дошкольников здоровый образ жизни как готовность само-стоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.
Суть инициативы заключается в том, чтобы внедрить в образовательный процесс ДОУ программу, направленную на формирование и развитие здорового образа жизни дошкольников с использованием средств народной педагогики (этнокультурный компонент).
- Характеристика достигнутого результата по итогам работы ЭП (различные семинары, НПК, разработка методических пособий, авторских программ по теме эксперимента и т.д.)
За отсчетный период выполнен следующий объем:
1. Проведен научный семинар по освоению методики и методологии научной работы.
2. Подготовлена теоретическая часть опытно-поисковой работы
3. Приняли участие во Всероссийском конкурсе методических рекомендаций по здоровьесберегающим технологиям «Методическая разработка по здоровьеформирующей и здоровьесберегающей деятельности. Центр инновационных технологий г. Ярославль;
4. Выпушено методическое пособие «Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни дошкольников (методические рекомендации). Уфа, Издательский центр Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2011.- 68 с.
5. Проведены диагностические методики по выявлению уровня ЗОЖ у дошкольников.
6. Описаны результаты исследования ЗОЖ дошкольников
7. Подготовлен и пройден промежуточный отчет по деятельности экспериментальной площадки за первый год на Экспертном совете НИМЦ.
8. Сданы документы о деятельности экспериментальной площадки за первый год в Экспертный совет НИМЦ.
9. Подготовлены, отправлены и зарегистрированы документы на участие в ГРАНТе РГНФ (основной проект, тип «а»);
10. Результаты исследования нашли отражение в публикациях:
- Сандакова Л.А. . [Текст] //Материалы Междун. научно-пратич. конфер. «Проблемы эмоционального интеллекта в современном психолого-педагогическом пространстве» 26-27 апреля 2012 Шадринск-Москва-Чебоксары-Тирасполь. ШГРИ- 2012.. - С. 39-44.
- Сандакова Л.А. Результаты исследования ЗОЖ у дошкольников [Текст] //Актуальные вопросы педагогики и психологии в работах начинающих исследователей: материалы II Межвузовской конференции студентов. 11 мая 2012. Уфа. Уфимский филиал МГГУ им. М.А. Шолохова. С.101-105.
- Сандакова Л.А., Сыртланова Н.Ш. «Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни дошкольников (методические рекомендации). Уфа, Издательский центр Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2011.- 68 с.
- Сандакова Л.А //Культурологический подход в образовании: педагогический аспект: сборник научных статей, Чебоксары: ФГБОУ ВПО «Чувашский госудаврственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева», 2012., - С. 172-178.
- Миргалеева Э. Ф. Народная педагогика как средство приобщения дошкольников к культуре здоровья //Материалы Всероссийской научной конференции «Межнациональное единство и согласие в РФ: опыт, современные проблемы, перспективы». изд-во Нефтекамский филиал БГУ. 2011. С. 56-61
- Сандакова Л.А, Миргалеева Э.Ф. Воспитание валеологической культуры средствами народной педагогики //Материалы творческих работ участников научно-практического семинара «Гуманно-личностная парадигма в образовательном пространстве в условиях внедрения стандартов нового поколения». Уфа, Издательский цент Уфимский филиал ФГБОУ ВПО МГГУ им. М.А. Шолохова , 20011. С 51-55.
11. Приняли участие:
- II Межвузовской конференции студентов. 11 мая 2012. Уфа. Уфимский филиал МГГУ им. М.А. Шолохова.
- Всероссийской научно-практической конференции «Культурологический подход в образовании: педагогический аспект» г. Чебоксары
- В Международной научно-практической конференции «Проблемы эмоционального интеллекта в современном психолого-педагогическом пространстве» 26-27 апреля 2012 Шадринск.
- В выставке «Образование: наука, карьера» 29 марта 2012.
Делая вывод о работе второго года эксперимента, можно констатировать, что поставленные задачи выполнены и успешно решены.